Новости
3 октября 2016
Эдуард Сагалаев отмечает юбилей

14Сегодня исполняется 70 лет Эдуарду Сагалаеву — человеку, который во многом определил, каким стало современное российское телевидение. Он руководил знаменитой молодежной редакцией ЦТ, это известные всем программы «Взгляд», «12-й этаж», потом занимался созданием Национальной ассоциации телевещателей. В профессии — до сих пор, и всегда внимательно следит за всем, что происходит на экране.

На фотографии Эдуарду Сагалаеву — 28 лет. На Центральном Телевидении он — заместитель главного редактора молодежной редакции. В его подчинении десятки журналистов, как начинающие, так и именитые.

«Зашел в студию, где Ворошилов Владимир Яковлевич снимал свою программу там, одну из своих программ. Я ему тогда в «Что? Где? Когда?» не разрешал делать денежные призы. А он настаивал на этом. Я ему говорил — Владимир Яковлевич, это же не пройдет, Вы поймите, это же деньги, в советском телевидении так не принято. Он говорит: нет, только деньги! И я его уговорил на книги. Тогда мы книги дарили», — вспоминает Эдуард Сагалаев.

Это умение находить общий язык со всеми очень пригодилось Сагалаеву в период перестройки, когда он уже возглавил молодежную редакцию. В 1985 году «гласность» пока в новинку, а от «молодежки» уже ждали готовых решений, которые потребовали от коллектива Сагалаева немалой смелости и мастерства.

«В советское время телевидение было довольно скучным. Но молодежная редакция каким-то образом отличалась от всех. Но при этом я думаю, что, во-первых, во власти не очень понимали это, что они делают, а Сагалаев это понимал, конечно же. И очень держал, как говорится, руку на пульсе», — говорит телеведущий Владимир Познер.

Первой попыткой нащупать новую телевизионную форму стала программа «12-й этаж». На двенадцатом этаже телецентра располагалась сама молодежная редакция. Отсюда и название. Передача выходила только в прямом эфире. Для Сагалаева это тоже стало испытанием, ведь в этой программе он впервые сел в кадр. В студию, поговорить, что называется, на злобу дня приглашали чиновников разных уровней, в том числе и министров. Им оппонировала молодежь. Чтобы отойти от телевизионных традиций, ребят рассаживали на лестнице. Эта телевизионная находка сильно повысила градус программы. Лестница всегда задавала неудобные вопросы и в итоге стала одной из причин, по которой передачу закрыли.

«Это была идея Егора Кузьмича Лигачева, что надо закрыть. Он сказал, что эта молодежь, которую вы приглашаете на лестницы, это все статисты, это все актеры, у нас нет таких комсомольцев, наша молодежь другая. Хотя я пытался его переубедить, но он остался при своем мнении», — рассказывает Эдуард Сагалаев.

Впрочем, каким бы не было мнение отдельных членов Политбюро, на работу редакции это никак не повлияло. Со своей командой Сагалаев готовил уже новую программу. «Взгляд» произвел эффект разорвавшейся бомбы и революцию на самом советском телевидении. Впервые в кадре ведущие говорили о том, о чем шепталась вся страна на кухнях. Эту же доверительную атмосферу воссоздали и в студии.

«Мы рисковали… И в этом был драйв, в этом было понимание того, что то, что мы делаем, это по-настоящему важно для людей, для зрителей, для общества», — говорит Эдуард Сагалаев.

Этому же принципу Сагалаев следовал, и когда в 1989 году создавал новую итоговую программу на Центральном телевидении под названием «7 дней».

«Таких программ еще никогда не делали. Причем он не только ее начал, но и сам ее вел, что было вообще по тем временам немыслимо. Потому что главный редактор обычно главную программу своей редакции до этого никогда не вел. В этом был очень большой риск, но, собственно, в этом был и весь Сагалаев», — говорит генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев.

Начало девяностых — самый тяжелый период в жизни Сагалаева. После закрытия «Семи дней» он понял, что эпоха гласности закончилась, и ему нет места в профессии, и ушел. В коридорах «Останкино» он появился вновь уже после августовских событий 1991 года, чтобы начать строить уже новое российское телевидение — взамен Центрального запустить «Останкино», а позже даже создать свой канал — ТВ-6.

«Я думаю, что Сагалаев — один из самых важных людей, которые в 80-е и 90-е годы оказали воздействие на развитие и трансформацию советского телевидения в российское. И всем лучшим, что есть в современном российском телевидении, мы во многом обязаны ему», — считает генеральный директор Первого канала Константин Эрнст.

В свои семьдесят он по-прежнему в профессии. Руководит Национальной ассоциацией телерадиовещателей, ведет собственную программу на одном из каналов и очень ревностно относиться ко всему, что показывает современный голубой экран.

«Я и сейчас люблю телевидение не меньше, хотя оно совершенно другое сегодня. Я иногда матерюсь, иногда досадую, но я люблю телевидение, как любят, наверное, своего ребенка или свою мать, когда ты понимаешь, что есть недостатки, но это твое, это твое на всю жизнь», — говорит Эдуард Сагалаев.

 

Источник: Первый каналCrop Featured Image