Новости
17 февраля 2021
Почему авторы фильма «Конек-Горбунок» ухватили за хвост Жар-птицу

Новый фильм «Конек-Горбунок» Олега Погодина начинается со спецэффекта. С капли, в которой отразились не только деревенский домик и природа — мир, в котором будет происходить действие. В этой капле отразились и все проблемы российского современного кинематографа. А именно — то, что у нас в последние годы часто стали переснимать на новый лад в угоду новому времени старые фильмы и мультфильмы. И иногда получается такое, что хочется закрыть на это глаза и вернуться в прошлое. И на каждый фильм, будь то современная «Кавказская пленница», «Ирония судьбы», «Джентльмены удачи» и другие, а также — мультфильмы «Ну, погоди!», «Умка», «Простоквашино» и прочие, зритель идет, не зная чего ожидать: испортили ли память о том, что все любили раньше или вдохнули в известный сюжет новую жизнь. На этот интерес — «сверку часов» разных поколений — и делают ставку маркетологи и продюсеры (и не только отечественные) — уж посмотреть, что получилось современный зритель точно пойдет.

Так и есть — несмотря на многие разочарования, зритель — идет! Однако случаются и удачи. И к ним можно отнести и фильм, где сочетаются кино художественное и анимация — «Конек -Горбунок». Работа затратная: бюджет — около 800 миллионов рублей. Фильм — долгострой: он создавался года четыре, несколько раз и переносили прокат. В предпоследней версии картина должна была выйти в октябре 2020-го. Но вот 18 февраля фильм появится в кинотеатрах, вдохновленный в первую очередь успехами второй части «Последнего богатыря», который, несмотря на пандемию, собрал в прокате более двух миллиардов рублей.

Таким образом, наш зритель плавно «перетекает» из одной сказки в другую. Тем более, что главный герой и там, и там — недотепа и никак не богатырь. А еще в обеих киносказках есть Чудо-юдо рыба-кит, и это также делает их очень похожими. Куда ж без скованного цепями кита, на спине которого вырос целый мир? Какой образ! А еще поразительным образом обе сказки отражают мир сегодняшний. И если в фильме «Последний богатырь: Корень зла» часть действия происходит в наши дни, то «Конек-Горбунок» — просто отсылает к современности. В фильме любой увидит знакомые мотивы и поразится актуальности сказки Петра Ершова, написанной еще в 1830 году.

В новом «Коньке-Горбунке» нет поэзии в смысле литературном: он в прозе. Но зато в нем есть поэзия спецэффекта. Нет стихотворений, знакомых с детства каждому. Рассчитано на то, что детей современных фильм увлечет настолько, что те потянутся к книжке. Отсутствие текста Ершова — самый большой недостаток нового фильма, который в целом удался. «Не открывай рот», — говорит в нем Конек Ивану, который впервые пришел в город на базар. Но Иван открывает, глядя на диво-дивное. И зритель, как тот Ваня, также раскрывает рот от удивления. Например, при виде анимированной Жар-птицы. Или поражаясь мастерству художников-аниматоров и специалистов по спецэффектам. Фильм еще и остроумно наполнен кинематографическими цитатами. Так, Конек чем-то похож на Осла из мультфильма про Шрека. Или белка, грызущая орехи, навевает мысли именно о той белке, которая в «Ледниковом периоде», потому что и в нашем фильме за орехи ведется борьба.

Антон Шагин блестяще перевоплотился в добросердечного Ивана-простофилю. Павла Деревянко не видно в кадре, но какой именно артист — Конек-Горбунок, видно сразу. Потому что конек самого Деревянко — это юмор и умение творить актерские чудеса. Из Паулины Андреевой получилась красавица Царь-девица — нельзя не влюбиться. Михаил Ефремов показал завистливого закомплексованного Царя, обуреваемого разного рода противоречиями. Ян Цапник блестяще сыграл хитроумного интригана-царедворца. Как подумаешь о том, что все эти актеры снимались не с живыми партнерами, а с предметами, которые потом заменили и дорисовали в спецэффектах — так еще больше поражаешься их мастерству. Что важно — в картине не переборщили с юмором. Не стали делать комедийную окрошку. Зато сделали акцент на работе художников и художников по костюмам. В ней даже есть персонаж, которого нет у Ершова — дизайнер Тапкин-Тряпкин, дворцовый «кутюрье». И это, думается, не случайно — привлекли внимание к этой части работы, потому что мультфильм получился действительно дизайнерским — хоть сейчас на соответствующие премии выдвигай.

… Не будет ругать за спойлер читатель, но в конце фильма появляется большой мыльный пузырь, в котором снова отражаются — на этот раз события нашей сегодняшней жизни. Самым причудливым образом — даже и непонятно поначалу, как так. Как именно — смотрите сами. Но пузырь этот словно говорит о том, что вполне возможно, что у «Конька-Горбунка» будет продолжение. Может быть, другая известная сказка, пересказанная на новый лад. И да пребудет с нами «конькобежная сила»: глядя на такие фильмы не теряешь надежды на то, что наше кино явно меняется к лучшему.

Прямая речь

Сергей Сельянов, продюсер:

«Представляете — живой, не мультипликационный, а живой Конек-Горбунок! Живая Жар-птица и Чудо-Юдо рыба-кит! Прекрасные актеры! Восхитительные костюмы и декорации! И всякие чудеса! Это сказка. Зритель любит сказки, особенно наши. Все потому, что в таких историях для нас больше сегодняшнего, чем в современном реалистичном фильме…».

Антон Златопольский, продюсер:

«Нет ничего лучше нашей родной русской сказки, остроумной и лукавой, мудрой и озорной — в ней заложена духовная генетика нашего народа. Работа над «Коньком-Горбунком» у нас с партнерами вызывает особый азарт. Потому что взрослые тоже дети — и нам всем нужна сказка, которую мы своим высокотехнологичным, красивым, веселым, ироничным и увлекательным фильмом, с блестящими актерскими работами — возвращаем в современную реальную жизнь…».

Александр Горохов, продюсер:

…»Конек-Горбунок» очень глубокое произведение, и очень сложный технологический проект. Павел Деревянко был единственным человеком в проекте, чье имя прозвучало сразу, как только мы задались вопросом — кто был мог сыграть Конька. Мы другого актера и не искали. Поначалу ему, наверное, было не очень понятно: актер играет роль, но его не будет в кадре. Но всю эмоцию мы брали с него — как он реагирует, какие паузы держит, как проносит текст, хмурится, улыбается… Мы пытаемся сделать его фотореалистичным персонажем — как будто существует такой в природе зверь, и он пришел к нам на площадку, у него осмысленный взгляд, поставленная речь и с ним можно договариваться. Конечно, материал прошел определенную обработку аниматорами, но в Коньке можно узнать Пашу, его характерные мимические жесты.

…Большинство инструментариев — это наши собственные разработки. Нет вообще ничего, что можно было бы сделать одной кнопкой, все детально разрабатывается. У нас на площадке была использована наша разработка «Вьюга», она позволяет «достраивать» пространство — увидеть, что в нем примерно будет, чтобы правильно выстраивать кадр. Ее можно было использовать не во всех случаях, но было много эпизодов, снятых при помощи «Вьюги», и мы примерно понимали, где и что будет происходить, что будет на фоне и как правильно взять ракурс по фону.

…Если говорить про сложность этого проекта, то можно представить себе цирк, а в нем людей, которые умеют ездить на велосипеде по канату, а еще — тех, кто умеет жонглировать. И вот «Конек» — это когда мы едем на велосипеде по канату и еще и жонглируем».

Олег Погодин, автор сценария, режиссер-постановщик:

«Наш фильм отличается от литературного оригинала. Во-первых, поэтическая форма сказки Ершова у нас заменена прозаической. Во-вторых, некоторые коллизии литературного оригинала заменены, потому что мы пытались всей истории задать немного другое направление. Сказка Ершова больше о дружбе Ивана и Конька. У нас все это, конечно же, осталось, но плюс значительно укрупнилась линия любви Ивана к Царь-девице. Наше кино — о дружбе и любви».

Павел Деревянко, актер, Конёк-Горбунок:

«Мой Конек — волшебный: летающий, знающий, шутящий, ироничный — тот, с кем можно поговорить. Конечно, я ничего подобного раньше не играл. Технология была следующая — перед съемками меня отвезли в специально оборудованное место, обклеили все лицо датчиками и в затемненной комнате фотографировали со всех сторон, со всеми ухмылками, улыбками, гримасами — нужно было снять с моего лица все возможные эмоции. Это было долго и утомительно. Но на съемках мне уже не надо было работать лицом, там нам меня надели облегающий костюм с кучей датчиков и мне нужно было совершать определенные движения. Поскольку Конек маленький — он должен быть намного ниже Ивана — мне все время приходилось ходить на корточках и в раскоряку, это было тяжело.

…Наиболее интересным из всех процессов было озвучивание — мне приходилось скакать, ржать, фыркать, модулировать свой голос, искать всякие интересные интонации, это было забавно.

В детстве я очень любил сказки, и, конечно, «Конька-Горбунка», а еще советские мультики про конька 1947 и 1975 годов. Конек мне нравился, но больше — Иван-дурак — это мой персонаж по жизни, был бы я помоложе — претендовал бы на эту роль».

Паулина Андреева, актриса, Царь-девица:

«Мне всегда хотелось сыграть в сказке. Тут все сложилось, потому что Конек-Горбунок — одна из любимейших. Это было весело, красиво, профессионально. Великолепные костюмы Надежды Васильевой, партнеры, огромный мир вокруг, построенный с нуля. Мимика и голос Конька — Паша Деревянко. Пару раз мы все-таки сыграли сцены вместе, в остальном вместо него был зеленый конь, которого называли Кеша. И таких эпизодов было много, так как в фильме волшебные миры создаются при помощи графики».

https://rg.ru/2021/02/17/pochemu-avtory-filma-konek-gorbunok-uhvatili-za-hvost-zhar-pticu.html