Новости
16 марта 2021
Проект «Жизнь других» с Манижей единственный из России попал в Канны

Вышел трейлер нового документального фильма о режиссере-документалисте Александре Расторгуеве.

Премьера картины в Москве состоится 2 апреля. Но в трейлере Александр, интервью с которым успели взять еще до его ухода из жизни, в частности, говорит о том, что имена наших режиссеров документального кино никто не знает. Очень жаль, что он не дожил до сегодняшних дней, когда интерес к неигровому кино стремительно возрастает. И вот — свежие новости, которые могут послужить аргументами: наше кино прорывается на мировой уровень и привлекает к себе внимание.

Несколько дней назад «РГ» писала о новых планах в направлении документального кино студии 1-2-3 Production. Среди будущих картин был назван документальный проект Натальи Билан «Жизнь других». Сегодня стало известно, что он стал единственным из России в престижном Каннском форуме Digital MIPTV, который состоится онлайн с 12 по 16 апреля.

Ежегодно более 850 участников из 48 стран стремятся попасть эту в подборку самого ожидаемого и высококачественного документального контента, который увидят международные продюсеры и дистрибьюторы. Наиболее актуальные проекты, находящиеся на этапе разработки, эксклюзивно и представлены в ней. Подборка официально называется Factual&Doc Каннского международного кинорынка Digital MIPTV. И теперь там «Жизнь других» — фильм, рассказывающий о судьбе десятков женщин-эмигранток в Москве. «Главной героиней одной из серий проекта стала певица Манижа и ее мама, начавшие в чужой стране жизнь с нуля» — говорится о фильме в релизе студии, присланном в редакцию «РГ». В нем же — описание картины: «В Москве миллионы киргизок, узбечек, армянок, азербайджанок, таджичек живут в крошечных квартирах по 20 человек, работают по 16 часов в сутки продавцами на рынках, дворниками, уборщицами, нянями и курьерами, оставаясь практически невидимыми для тех, кто платит за их услуги. Национальные конфликты, обострившиеся после развала Советского Союза, и сегодня не угасают. «Жизнь других» — тщательно воссозданный портрет нескольких поколений восточных мигрантов, ярких, красивых, самоотверженных женщин, на плечах которых держится экономика нескольких стран. Официально их будто бы не существует, поэтому так важно дать им голос и сделать их видимыми».

«Почти все героини моего фильма говорили, что первое время в Москве они хотели лишь одного — стать невидимыми. Просто невидимыми — чтобы их не рассматривали, не останавливали, не грубили, — отмечает автор фильма Наталья Билан. — Потом они привыкли и пошли на компромисс: не Мадина, а Маша, не Сохибахон, а Света, не Кумарисо, а Катя, не Наджиба, а Надежда. И все эти уступки — ради того, чтобы понравиться мне, таким, как я. Людям, которые дают им работу, от которых зависит будущее их детей. Мне захотелось узнать, какие они, мигрантки. Ведь они — не просто жены таджиков, узбеков и киргизов. Мои героини — очень разные. Образованные и украденные в 15 лет из дома, дерзкие и безропотные, нежные матери и разочаровавшиеся брошенные жены. Да, не все вызывают желание жалеть и сочувствовать. Некоторых мне хотелось трясти и спрашивать, откуда такая слепая покорность судьбе и надежда на чудо. Мои героини все еще стараются быть незаметными, но уже не так испуганы. Ведь они нужны мне, нам, нашему большому городу. Поэтому их надо послушать».

Героини серий — обычные женщины: Нигина из Узбекистана прошла путь от продавца парфюмерии в ГУМе до управляющего директора крупного ресторанного холдинга, уйгурка Гулзина занимается фондом, который помогает мигрантам, Мавджуда приехала в Москву ради сына-аутиста, Рамина и Уулкан перестали носить платки и полностью изменили традиционному укладу, в котором выросли.

Наджиба, мать русско-таджикской певицы Манижи, в 1994 году бежала из Душанбе из-за травли русскоязычного населения. Недавно Манижа стала победительницей народного голосования и будет представлять Россию на «Евровидении 2021» в Роттердаме с песней Russian Woman. Но даже спустя 25 лет и несмотря на успешную карьеру — она всё равно чувствует себя двойственно: не русской, но и не таджичкой.

«Ровно год назад я поняла, что все, я никогда не буду русской, и я никогда не буду таджичкой, — говорит Манижа в своем интервью для фильма. — Так сложилась моя судьба, что, откуда я родом, я уже там себя чувствую чужой. И не в плохом смысле. Просто за счет того, как я живу здесь, меня там не особо принимают из-за культурных стереотипов. К сожалению, они есть, я не принимаю и не осуждаю их. При этом во мне все равно есть то, что оттуда. И оно никак не интегрируется здесь…»

Кстати

Кинокомпания 1-2-3 Production — напомним — открыла производство документальных фильмов в 2021 году. Сейчас на разной стадии производства находятся 10 проектов, среди которых «Город и музыка» Игоря Садреева, «Шелковый путь» Дарьи Слюсаренко, «Голубоглазый японец» Чавдара Георгиева. Часть проектов курирует сценарист и режиссер Марина Разбежкина.

Тем временем

Цикл телевизионных документальных фильмов «Золотые горы Алтая» телеканала «МИР» вышел в финал национальной премии «Хрустальный компас».

В проекте рассказывается об истории Алтайского государственного природного биосферного заповедника — особо охраняемой природной территории в Алтайских горах. «Хрустальный компас» — первая премия в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России. Среди организаторов премии — РГО (Русское географическое общество).

https://rg.ru/2021/03/16/proekt-zhizn-drugih-s-manizhej-edinstvennyj-iz-rossii-popal-v-kanny.html